Святогорский монастырь-музеи включен в состав Пушкинского заповедника не случайно: у его стен находится священная для каждого советского человека могила А. С. Пушкина. Поэт не раз бывал у древних стен монастыря: то оживленно беседовал с простолюдинами, то записывал народный говор и песни. Святогорский монастырь стоит в пяти километрах к югу от Михайловского, на восточной окраине поселка Пушкинские Горы, называвшегося при Пушкине Святыми Горами, а в давние времена - слободой Тоболенец.
Основанный в 1569 году псковским наместником князем Юрием Токмаковым по приказу Ивана Грозного, монастырь должен был укрепить подступы к соседнему городу Воро-иичу. По указу 1764 года монастырские земли включаются в состав дворцовых, после чего Святогорский монастырь потерял свое значение и стал быстро хиреть. В пушкинские времена здесь было всего двадцать «черных» монахов, которые постоянно вели тяжбы из-за земли с окрестными крестьянами. Монастырь обнесен высокой каменной стеной, образующей широкий двор в виде четырехугольника. Во дворе - длинное каменное здание со светелкой наверху. Это так называемый братский корпус, в котором помещались трапезная и монашеские кельи. Во двор ведут Get_Links(); ?> двое ворот -старинные Анастасьевские и Святые, реставрированные в 1962 году.Центром монастыря был Успенский собор, построенный псковскими мастерами в соответствии с традициями местного храмового зодчества. Собор состоит из центрального четверика (его стены полутораметровой толщины, сложены из камня-плитняка) и двух приделов - северного и южного, пристроенных в 1770-1776 годах на средства «замаливавших свои грехи» окрестных помещиков.
В алтарной части собора похоронен младший брат noэта. Платон, умерший в Михайловском в 1819 году Пушкин был на его погребении. Справа от главного входа маленькая дверца ведет на лестницу, поднимающуюся к деревянным хорам. Рядом еще одна дверь - в монашескую келью. В ней сейчас воссоздана обстановка, шпичная для монастырской кельи XIX века. Строгой сурово ее убранство: у стен стоит деревянный топчан с сундучком-подголовником, у щелевидного, как бойница, окна высокий стол с подножием и скамья. На столе старинные рукописные книги, перо с чернильницей, мерцающая лампадка скупо освещает жилище. Все зто воскрешает в памяти сцену «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» И! «Бориса Годунова» и величественный образ мудрого летописца Пимена.
Работая в Михайловском над «Борисом Годуновым», Пушкин, по его собственному признанию (в «Набросках предисловия к «Борису Годунову»), широко пользовался.

Метки:, , ,